Своими впечатлениями и размышлениями от увиденного делится магистр биологии из Санкт-Петербурга,
учитель биологии Школы им. А.М. Горчакова (Современная версия Царскосельского лицея),
член дискуссионного пресс-клуба «Последняя среда» — Холостяков Владислав.
Автор фото — Яруничев Анатолий.
Конец лета. Выжженная солнцем трава раскинулась густым золотым ковром на необъятных пространствах, где нет ни одного деревца. Изредка русла пересохших рек с песчаными берегами пересекут эти просторы, попадётся пара чахлых деревца и несколько кустарников по пути, — и снова ровная поверхность, залитая солнцем и причёсанная ветром. Такой предстаёт приволжская степь в конце августа путешественнику, стопы которого направились волей провидения в Калмыкию или Астраханскую область.
Трудно поверить, что в апреле-мае эти просторы были сочно-зелёные, усыпаны красными и жёлтыми тюльпанами, синими дельфиниумами, фиолетовым диким луком, — и над всем этим кружат и поют жаворонки. А если добавить к этой цветущей картине ещё пряный аромат степных трав… — но, всё это было весной. Сейчас мы увидим только высохшие семенные коробочки тюльпанов, отдельные цветки дельфиниума в балках, обрамлённые ещё зелёными кустиками полыни вперемежку с разнообразными злаками. Ещё увидим норы сусликов, да перейдёт дорогу жук-чернотелка, близкие родственники которого неплохо себя чувствуют в самой сухой пустыне мира Атакаме. На самом деле природа просто спрятала свои богатства до следующего сезона: семена трав и луковицы тюльпанов ждут своего часа глубоко в почве, суслики спят в своих норах, птицы отлетели к речушкам, в которых осталось немного воды.
Однако конец лета в степи тоже может принести много приятных впечатлений любознательному исследователю. Вспомним хотя бы Богдинско-Баскунчакский заповедник, с его карстовыми пещерами, соленым озером и горой Богдо. Все эти уникальные образования обязаны своим происхождением далеким геологическим эпохам, когда огромные территории севернее Каспия были одним большим морем, соединённым с Мировым океаном через Средиземное море. Когда связь с океаном была потеряна, отступившее море оставило подземные залежи соли под толщей песка, а в наши дни соль местами выходит на поверхность, формируя огромные солевые линзы.
Озеро Баскунчак – одно из таких месторождений поваренной соли. Строго говоря, это даже не озеро, а просто огромная солевая линза, заливаемая по поверхности дождевой водой. Кочующие в этих местах калмыки обожествляли Баскунчак, так как соль всегда была и остаётся неотъемлемым продуктом в рационе, а открытые месторождения предоставляли неограниченные запасы этого «белого золота». Трудно описать те ощущения, которые испытываешь при первом знакомстве с Баскунчаком: посреди степи лежит как будто огромное белое зеркало, искрящееся на солнце множеством кристаллов, местами мы увидим небольшие «ванны», оставшиеся от солевых разработок и залитые водой, а над всем этим стоит отчётливый запах солёной воды, но не морской, а какой-то свой, степной, с оттенком полыни. На самом деле ванны в солевой корке заполнены не водой, а насыщенным раствором поваренной соли, долгое нахождение в котором вполне способно приблизить вас к состоянию солёного огурца.
Непосредственно рядом с Баскунчаком расположены самые протяжённые карстовые пещеры Прикаспийской низменности. Находясь под палящим солнцем в степи, чувствуешь себя на некой большой сковородке, — и трудно поверить, что в нескольких метрах под землёй будет холодно и мокро. Однако именно с такими условиями вы столкнётесь в карстовых пещерах, которые дождевая вода вымыла в песчанике за много лет.
Вот мы опускаемся в воронку и проходим под купол пещеры: здесь холодно, по стенам стекают капельки воды, под ногами мягкая глина.
Стены и потолок пещеры украшены причудливой то ли лепниной, то ли резцом Данилы-мастера – это потоки воды за столетия вымыли в податливом песчанике прихотливые узоры.
Радует, что пещеры дикие, без оборудования подсветкой и подвесными лестницами, — потому продвигаясь с фонариком, чувствуешь себя первопроходцем-исследователем. В районе заповедника около двадцати подобных карстовых образований, протяжённость самой крупной достигает полутора километров.
Продолжение следует 😉