Наши предки отличались весьма своеобразным восприятием окружающего мира. Смена дня и ночи, а уж тем более смена времен года не казались им такими уж незыблемыми законами природы. Наблюдая закат солнца, человек совсем не был уверен, что утром оно снова взойдет, а зимой люди переживали – наступит ли в этом году весна, а если и наступит, то не обойдет ли их край стороной. Зато в чем люди были точно уверены, так это в своей способности повлиять на силы природы. Многие поколения наших предков были твердо убеждены: весна приходит потому, что это они вызывают ее, проводя правильные обряды и соблюдая традиции.
«Кликать», звать весну начинали в марте, когда еще лежал снег, и было холодно. Главную роль в этом ответственном деле отводилась девушкам. Именно они, забравшись на крышу, встав в круг около проруби, на вершине холма или в хороводе вокруг костра пели веснянки. В этих песнях они жалобно звали весну прийти, обещая ей всевозможные богатства и развлечения. Был еще обычай – молодежь собиралась на поле, подготовленном для весеннего сева. По центру поля разжигали большой костер. Самую красивую и трудолюбивую девушку села сажали на борону и с песнями возили вокруг костра. Потом на этом поле устраивали пиршество и гулянья для всего села.
С целью ускорить приход весны повсеместно был распространен обычай выпекать «жайворонки» — хлебцы в виде птичек, не обязательно именно жаворонков. Каждая хозяйка изображала ту перелетную птицу, на которую у нее хватало умения и художественных способностей. Кое-где было принято печь булочки в виде аистов – с их характерными клювами, хохолками и ногами. Малыши забирались на крыши сараев и пели веснянки, подбрасывая своих «жайворонков» в воздух. Один хлебец хозяйка обязательно должна была кинуть в печь.
Особенно много обрядов было связано с Чистым четвергом (на последней неделе Великого Поста). Возможно потому, что этот период в древности считался началом года. В этот день принято было призывать своих умерших предков. Для них топили баню, готовили угощение. Украинцы называли Чистый четверг «навський великдень», то есть пасхой нежити. Они верили, что в этот день покойников отпускают с того света, чтобы они отслужили обедню и покаялись в грехах.
В Чистый четверг проводили разнообразные очистительные, а так же направленные на умножение богатства и защиту от нечисти обряды. До сих пор у нас сохранилась традиция весенней генеральной уборки в Чистый четверг. А еще, многие верят, что если в этот день семь раз пересчитать все имеющиеся в доме деньги, то это принесет достаток.
Чтобы защититься от нечисти, с вечерней службы в церкви несли зажженную свечу и ей выжигали на дверной притолоке крест.
Для той же цели проводился и довольно далекий от христианства обряд. Хозяйка дома голышом на помеле объезжала хату и двор, описывая магический круг, защищающий не только от нечистой силы, но и от тараканов, клопов, червей и прочих паразитов.
Праздник Троицы в народной традиции также связан с нежитью. А именно с русалками. По легенде, русалками становятся молодые девушки, умершие не своей смертью. Они поселяются в водоемах, в лесах, в полях. Считалось, что русалка может предсказать судьбу. Для того, чтобы узнать о своей доле, девушки «кумились» с русалками. Чтобы покумиться проводили «крещение кукушки», которую изображал пучок травы. Это кумовство или «посестринство» длилось три дня, а потом расторгалось обрядом раскумления.
Чтобы задобрить русалок, уберечь себя от их козней, для них плели венки из березовых ветвей, связывая верхушки рядом стоящих березок, которые служили им качелями. Венок, на котором покачалась кума-русалка, бросали в воду. По тому, выплывет он или потонет, предсказывали будущее. Остальные венки расплетали, понукая русалок уходить подальше от людей в леса.
На Троицу и перед ней вспоминали не только о тех покойниках, что стали русалками, но и о прочих, умерших не своей смертью. По ним устраивали очень веселые поминки с угощеньем, песнями и обязательно со свистом, который отпугивал нечистую силу. Чисто украинская традиция – на Троицу красили яйца в желтый цвет и раздавали детям в память об мертворожденных и утонувших младенцах. На таких веселых поминках традиционно продавали дудки и глиняные свистульки – своеобразное жертвоприношение покойникам.
Весной было не принято петь грустные песни. Как правило, пели о зарождающейся влюбленности, о взаимных чувствах, о расцвете любви. Расцвет природы сопутствовал расцвету чувств.
Завершал цикл весенних празднеств Иванов день. По сути, это уже первый летний праздник, и о нем в следующей статье.
Борислава Билявская по материалам книги Зеленина Д. К. «Восточнославянская этнография».