Фёдор Денисенко
Я продолжаю знакомиться с винами — и вам хочу кое о чем рассказать )))
Вчера я дегустировал — Culemborg Pinotage 2011
Довольно интересное вино, но о моих ощущениях я расскажу после, а вначале история:
Пинотаж. Сделано вручную
Фото: Роман Суслов
Из всех гибридов XX века пинотаж единственный, кому удалось пробиться в круги не только общепризнанных «винных» сортов, но и претендовать на статус национальной гордости — эксклюзивно для Южной Африки.
«Пинотаж — это сок, выжатый из женских поцелуев и львиных сердец. Выпив достаточное количество, вы обретете бессмертную душу и сможете победить дьявола» — начертано над входом в дегустационный зал Kanonkop, старого хозяйства, усилиями которого пинотажу удалось выжить там, где его многие презирают.
Главный герой
Конечно, гибридов существует масса. Немецкие селекционеры в свое время в лучших традициях Третьего рейха наплодили много всего – от шойребе до рондо. Да и в ЮАР порядочно своих сортов-мутантов с названиями вроде шенель или велдра. Но лишь пинотаж — гибрид пино нуар и сенсо — оказался столь успешен.
Официальная дата рождения пинотажа — 1925 год. Официальный создатель — профессор Университета Стелленбоша Авраам Исаак Перольд. Он был из семьи бретонских эмигрантов, прибывших в Южную Африку в начале XIX века. В 1901 году он получил степень бакалавра в области математики, физики и химии, в 1904 — степень PhD в области химии в немецком университете Галле-Заале, а виноделие он изучал во Франции. После всех путешествий по Европе он говорил на французском, итальянском, испанском и португальском. На родину он привез с собой 177 образцов европейской лозы, которые стали основой коллекции Университета Стелленбоша, до сих пор существующей. Перольд стал первым профессором, преподающим виноградарство в Стелленбоше, а потом и деканом факультета сельского хозяйства.
Профиль
• Ярко выраженный узнаваемый букет
• Предпочитает скудные почвы
• Ранняя вызреваемость
• Высокая кислотность
• Яркая фруктовость
• Очень насыщенный цвет
• Отличная сочетаемость с азиатской едой
Что выросло, то выросло
Скрещивая хиленького аристократа пино нуар и здоровенного южанина сенсо, Перольд мечтал получить изысканность первого и неприхотливость второго в одном флаконе. Сам он, впрочем, не слишком интересовался судьбой своего детища. Когда плоды первого скрещивания проросли в его питомнике, его уже не было в Стелленбоше: он бросил кафедру и переехал в Паарл, где работал на KVW. Несколько лет питомник оставался без присмотра, а потом университет послал туда зондеркоманду с целью расчистить землю. Среди тех, кто занимался «зачистками», был Чарли Ньюхаус, будущий главный южноафриканский спец по крепленым винам. Он знал об опытах Перольда, спас четыре саженца его гибрида и передал их профессору Си Джею Терону в Эльсенбурге. В 1935 году Терон привил гибрид к подвоям «Рихтер 99» и «Рихтер 57», которые также были выведены при участии Перольда в Стелленбоше, а затем показал саженцы самому Перольду. Одна из этих лоз развивалась гораздо лучше, чем остальные – и в итоге стала прародительницей всего будущего пинотажа. В Южной Африке сенсо был больше известен под именем «эрмитаж», поэтому название родилось само собой. Другая версия имени гибрида — Herminoir — не прижилась. В 1941 году из пинотажа было произведено первое вино. А через два года им уже засаживали виноградники. Первое «коммерческое» (с указанием сорта на этикетке) вино — Lanzerac Pinotage 1961-го года.
Внутренние противоречия
Первые же опыты показали, что план Перольда провалился. У пинотажа не было глубины пино нуар, при этом, в отличие от своего папочки — сенсо, он оказался капризным малым, способным вынуть душу из виноградаря и винодела.
Положительным в его характере оказалась очевидная фруктовость, из которой выбивались тона бананов и фиалок, обязанные своим происхождением изоамилу ацетата. Через некоторое время было установлено, что «ацетон» исчезает после выдержки в дубовой бочке примерно года через полтора—два, в результате чего вино становится куда более сбалансированным. Это же соединение позволяет делать сегодня из пинотажа интересные розовые вина — новейший, кстати, тренд. А игристые из него делают уже давно.
От рождения гибрид плодовит, даже слишком, а хорошие вина получаются только, если урожайность удалось удержать на низком уровне.
Новая лоза оказалась довольно устойчивой к болезням, но при этом ботритис для нее — просто чума. Даже легкое прикосновение «благородной гнили» дает в букете запах гари и жженной земли. Впрочем, пинотаж зреет очень рано. Из красных сортов в ЮАР его собирают первым (даже раньше мерло!) — в феврале, а значит риск попасть под осенние дожди и заразиться ботритисом гораздо меньше.
Тяжелые и обильные грозди, к производству которых склонна лоза пинотажа, делают сложным выращивание ее на шпалере. Поэтому его приходится выращивать кустовым способом. А это значит, что обработку виноградника нельзя механизировать. При этом ручной сбор винограда для ЮАР — существенная роскошь: у чернокожего населения в наши дни здесь много защитников, тяжелый труд тут не всегда проходит.
Со временем обнаружился еще один дефект гибрида: несостоявшийся Herminoir плохо ведет себя в ассамбляже. Даже 40%-ное содержание его в купаже забивает ароматику любых других сортов. Одно время южноафриканцы были одержимы идеей придумать универсальный «капский бленд» на манер «бордоского», но только с включением пинотажа. Хотели, чтобы пинотажа была половина, но так ничего сносного у них не получалось. Когда его содержание снизили до 30%, начали появляться интересные варианты, но в качестве национальной идеи «капский бленд» всё равно не прошел.
По виду
Гроздь среднего размера, неправильной цилиндрическо-конической формы, с утолщением у основания.
Ягоды некрупные, с темно-красной кожицей, сидят на грозди плотно.
Листья большого размера, пятипалые, доли сильно и глубоко разделены, зубцы синусовидные.
Лоза прекрасно себя чувствует при культивации кустовым способом, без подвязки к шпалерам.
Место под солнцем
«Выкорчуйте его весь и посадите буху», — сказал как-то Хью Джонсон, комментируя пинотаж. Буха — это капская травка, которая хороша от похмелья. Многие виноделы ЮАР относятся к пинотажу с таким же презрением. Есть даже «антипинотажное» движение, представленное такими небезызвестными хозяйствами как Vergelegen и Rust en Vredе. К счастью, есть и те, кто верит в пинотаж. Его адвокатом всегда был Бейерс Трутер, известный как «Король пинотажа». Он служил виноделом в Kanonkop, затем стал совладельцем Beyerskloof и основал «Ассоциацию защитников пинотажа». Созданные им вина чаще всего побеждали на весьма уважаемом конкурсе пинотажей ABSA Top-10, который проводится с 1997 года при финансовой поддержке одноименной банковской группы.
За пределами ЮАР сорт распространен не слишком. Самая крупная заграничная плантация – 74 га в Новой Зеландии. Этим география ограничивается. Причины – раннее вызревание, чреватое при большой жаре изюмом и алкоголем, а при ее недостатке – избытком яблочной кислоты, с которым не в силах справиться даже обязательная для пинотажа малолактическая ферментация. Обязательная – потому что в его соке содержится рекордное количество яблочной кислоты, где-то 3,5 г/л (у каберне, для сравнения, это число будет равняться 2,5 г/л).
На что ставить пинотажу?
Виноделы не любят его попросту потому, что сделать из него хорошее вино очень сложно. Однако же, когда хорошее все-таки получилось, пинотаж может быть поразителен. У него очень индивидуальный, ни на что не похожий букет.
В продвижении идеи пинотажа стоило бы поставить еще на такое его уникальное свойство, как отличная сочетаемость с кухней, замешанной на пряности и остроте индийских, индонезийских, тайских традиций, возможно приправленной экзотическими мотивами из блюд африканских племен, т. е. той кухней, которая типична для самой ЮАР и модна по всему миру.
Он безусловно хорош с кисло-сладкими блюдами китайской кухни и являет собой, пожалуй, единственное вино, которое подойдет к карри любой степени остроты. Все это, не говоря уже о незабываемом дуэте пинотажа с брааи — южноафриканской версией барбекю. Пинотаж привносит в него дымно-черносливовый флёр, который делает мясо обманчиво сладким.
Чернослив — громкая нота хрестоматийного пинотажа. А если вино из него правильно выдержано в бочках с хорошим обжигом, к ней добавляется шоколад с ванилью. Такой коктейль многим по вкусу.
Ну вот, а теперь я про своё
меня крайне удивила винтовая крышка, а не пробка… как-то не сильно вяжется у меня в голове это с сухими винами…
но когда вино оказалось в бокалах — всё стало на свои места…
Всю сложность, все противоречия, представьте себе, могу описать одним словом — необычность.
То ли от того, что я вовсе не дегустатор (и не претендую на это место), то ли от того, что я «привык» к сортам саперави…
Не знаю — но мне букет аромата и вкуса был очень непривычным — о ч е н ь…
Первое впечатление — йо… а с вином всё нормально?
После третьего глотка — ой… а с вином-то всё нормально!
Кроме ярких нот красных ягод очень хорошо различались ноты черешни (как в аромате так и во вкусе), но было что-то еще — очень яркое, очень фруктовое… а вспомнить я не мог — Ужасное чувство, знаешь ведь, но даже буква на ум не приходит…
Вспомнил ночью — вяленый банан! ))) лучше позже чем…
Вот так-то.
Кто не боится новшеств и верит в лучшее — это вино для вас.
Думаю бутылка «Пинотаж» была не последней у меня )))))