Борислава Билявская
Не так давно по сети распространились кадры из фотосессии арт-мастерской «Треті півні». Многие подолгу не могли оторваться от завораживающе-прекрасных образов украинок и от того, насколько богата и прекрасна, оказывается, национальная одежда украинцев. Современные женщины разных возрастов примерили на себя настоящие старинные костюмы из фондов Музея национальной архитектуры и быта во Львове, и вдруг стало понятно, что времена меняются, а красота вечна.
Глядя на тонкое полотно, богатую вышивку, изящное ткачество трудно представить, что все это сделано вручную.
Самым древним материалом для изготовления одежды безусловно была кожа, но уже доисторические времена праславянские племена научились использовать и обрабатывать волокнистые растения. На территории Украины это была конопля. Лен появился сравнительно недавно и получил распространение уже в последние сто лет. А до того повсеместно использовалась конопля. Как правило, мужские и женские растения высаживались на разных полях. Волокно мужских более жесткое шло исключительно на хозяйственные нужды – для изготовления веревок и рогож для мешков, а из женских растений получали тонкую и мягкую нить. Из нее ткали полотно для белья и одежды. Чтобы волокно стало чище и нежнее, применяли несколько этапов обработки. Снопы сухой конопли отбивали об столб, потом толкли специальной колотушкой, после на особой колоде-мялке с продольным желобом ударяли по стеблям тяжелым деревянным «мечом». Кстати, эта штуковина так и называлась – мечик. Его считали орудием ведьм. По поверьям именно на нем, а не на метле ведьмы летали в Киев на шабаш. Поэтому на зиму его вынимали из мялки и прятали в соломе на крыше. После того как конопляное волокно было тщательно отбито, его раскладывали на земле тонким слоем и несколько часов женщины топтали его босыми ногами. И только после этого можно было расчесывать волокно и прясть из него нить.
В древности вся вся ткань была натурального цвета – различной степени отбеленности. Но уже примерно с XII века полотно научились окрашивать в разные цвета растительными красителями. Как правило, использовались растения, произрастающие в данной местности, поэтому жителей разных районов легко было отличить по цветам одежды. Так гуцулы славились суконными штанами коричневого цвета, окрашенными ольховой корой. На южной Украине красили ткань в красный цвет с помощью корней желтого подмаренника, которые мелко толкли и растворяли в квасе. Для получения желтой краски использовали дрок, а синей – листья вайды. В середине XIX века получил распространение покупной краситель индиго и начался период уже не домашнего, промышленного крашения полотна. Так как ткань красили в больших баках – кубах, то и сам цвет индиго стали называть кубовой краской.
Так же окрашивали нить, которую использовали для вышивки и ткачества. Западная Украина славилась своими ткаными поясами и плахтами со сложными многоцветными узорами. Для их изготовления использовались ткацкие станки, но сохранились описания, как девушки плетут пояса, собравшись по несколько человек, и зажав концы нитей основы в руках, поднимают их по команде, пока еще одна девушка продевает между ними цветные нити утка, составляя орнамент.
Вообще, щедрые душой украинцы и быт свой украшали так же щедро. Вся одежда, полотенца, занавески, постельное белье, скатерти и прочее были, как правило, богато украшены вышивкой. На севере Украины традиционно вышивали одежду белыми нитками по белому полотну. Эта уникальная вышивка носит название «лиштва». А повсеместно была распространена вышивка цветными нитками. В отличие от других славянских народностей в традиционных украинских узорах редко можно встретить изображение людей, животных и архитектурные мотивы. Зато легко можно уловить влияние искусства Возрождения и барокко, а так же более древние персидские мотивы. На юге Украины, в Подолии и Галиции преобладают сложные и пестрые геометрические орнаменты. А в центральной Украине предпочитали стилизованный растительный узор, частым элементом его были хмель и сосна. Но не надо думать, что мастерицы выбирали мотивы для вышивки «как бог на душу положит». Исследователь Владимир Пидгирняк много лет посвятил изучению традиционной украинской вышивки. По результатам своих изысканий он составил азбуку и целый словарь, доказав, что часто в своих узорах украинки «кодировали» имена, даты, молитвы и пожелания. Особенно это касалось свадебных полотенец, крестильных рубашечек, памятных платков и прочих вещей, которые делались в подарок или к определенному событию.
Обычно вышивкой оформляли ворот и разрез ворота, низ подола и рукавов, а на женских рубашках еще и плечевую часть. На праздничных рубашках вышивка была богаче, часто охватывая весь рукав и перед. Покрой женских и мужских рубах не особенно отличался, просто женские были длиннее. Как правило, конструкция изделий состояла из прямоугольных деталей. Мастерицы старались, чтобы не оставалось лоскутов – все-таки изготовить ткань было непростым делом. Каждый не пригодившийся кусочек ткани – тяжелый труд пошедший даром. Вот поэтому для того, чтобы одежда комфортно сидела, ворот и верх рукавов сосбаривали, подмышкой вшивали ластовицу, которую можно было менять по мере изнашивания ткани, не выбрасывая всю рубашку. Не вшивали ластовицу казаки, считая ее отсутствие своим отличием от «мужиков», т.е. крестьян. Кроме того, их отличием было то, что они переняли у восточных народов – наездников, которые всю жизнь проводят в седле, обычай заправлять рубаху в штаны. В северных, горных и лесистых районах Украины этот вид ношения рубахи практически не встречался. Да и покрой штанов южных украинцев и казаков напоминал восточный – очень широкие шаровары. Гоголь сравнивал их ширину с Черным морем, а у Тараса Шевченко в одном из стихотворений про казака есть строчка «матнею улицу мете» — широченная средняя часть штанов свешивалась аж до самой земли. А вот гуцулы, напротив, носили довольно узкие суконные штаны, край штанин украшался вышивкой и отворачивался наверх.
Мальчики лет до 15, а то и до самой свадьбы штанов не носили. Как и девочки, они одевались в длинные неподпоясанные рубахи. А девочки рубахи подпоясывали, но до свадьбы им не позволялось надевать одежду, соответствующую юбке – плахту или поневу. Их носили только замужние женщины. Был целый обряд надевания поневы, олицетворяющий достижение взрослости. Во время него, мать шла за девушкой с юбкой в руках и уговаривала «вскочить в поневу», а девица шествовала по длинной широкой лавке, изображая гордость и своеволие, говоря «хочу – вскочу, не хочу – не вскочу». И когда она, наконец, надевала поневу, то ее официально провозглашали невестой.
Продолжение следует…