Нью-эйдж (англ. New Age, буквально «новая эра»)— общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера, сформировавшихся в XX веке. Также называемый движением «Новой эры», «Эрой Водолея» и «Новым веком». Зародилось в XX веке. Последнее яркое проявление— после Второй мировой войны. Достигло наибольшего расцвета в 1970-е годы.
Название движения связано с его ориентацией на наступающую новую епоху— «Эру Водолея», которая продлится примерно 2500 лет, начало её относят к современности или ближайшему будущему (XX-XXII столетиям) и которая, по мнению последователей нью-эйджа, ознаменуется грандиозным эпохальным скачком в духовном и ментальном развитии человечества.
Нью-эйдж отличается от традиционных религиозных движений тем, что оно не представлено каким-то одним определенным духовным учением или же религиозным воззрением (сектой, общиной, традицией, школой), а включает в себя множество (иногда на практике очень мало совместимых) различных духовно настроенных оккультных, эзотерических и метафизических учений, практик и концепций.
Нью-эйдж получило развитие также и в России, где появились также специфические для России организации и движения. Такого рода движения иногда позиционируют свое учение не как религиозные, а как культурологические, оздоровительные, просвещенческие, образовательные или спортивные.
История
Понятие «нью-эйдж» вновь проявилось в западных массмедиа в начале 1980-х годов, однако зародилось оно гораздо раньше. В ХХ веке нью-эйдж уже существовал как развитая субкультура, отдельные элементы которой сформировались ещё в предыдущем столетии. Предшественниками нью-эйджа были оккультные течения конца XIX— начала XX века, такие как спиритизм, отчасти теософия, месмеризм, астрология, магия, каббала, герметизм, антропософия, сакральная геометрия и паранормальные явления.
Предпосылки возникновения
Зарождение нью-эйджа связано со многими обстоятельствами, из которых наибольшее значение имели:
Повышение уровня базисной грамотности, развитие средств связи, массовой информации и книгопечатания;
Частичное открытие для западных читателей ранее малодоступных восточных учений;
Резкое падение влияния и авторитета традиционного христианства в 60-е годы XX века и развитие свободомыслия.
Разрыв между научным и мистическим мировоззрением, проявившийся особенно остро в XX веке.
Развитие ранних идей
После первых переводов упанишад и открытия Японии для Запада интерес к восточной культуре резко повысился. Хотя информация оставалась ещё ограниченной, необычность новых знаний заставляла пытаться их осмыслять и применять. На волне интереса к восточным традициям возник ряд серьёзных исследований, кроме того в западных странах развернули активность миссионеры и проповедники восточных конфессий.
Сам термин New Age ввела Алиса Бейли. Крупное международное сообщество нью-эйдж образовалось в Шотландии в 1962 году под названием Фонд Финдгорна (Findhorn Foundation).
В Германии приобрело силу движение антропософов, в котором видную роль играл Рудольф Штейнер.
Нью-эйдж и религии
Нью-эйдж формирует бесчисленные поп-религиозные группы, духовные организации, чаще на базе какой-нибудь мировой религии, но в постмодернистском виде, или на базе эклектической смеси нескольких религий.
Хотя индуизм наиболее привлекателен в ньюэйджевской литературе, многие индуистские общины по сути закрыты для европейцев, потому что европейцы от рождения не входят в касты. Поэтому под ньюэйджевским индуизмом часто маскируются школы йоги, школы медитации, школы отдельных активистов-проповедников (таких как Ошо или Сатья Саи Баба), расширяющие своё учение или ориентированных преимущественно на западных учеников.
В последнее время появилось немало новых местных и международных религиозных движений и сект, выросших из нью-эйджа, как на Западе, так и на Востоке:
Большую известность приобрёл Ошо, разработавший многостороннюю систему динамических медитаций.
Получили развитие международные суфийские школы, берущие начало от разных мастеров, в частности от Инайят Хана; эти школы рассматривают суфизм как движение самосовершенствования, не привязанное жёстко к исламу.
Сходная с суфизмом система развития человека, разработанная Георгием Ивановичем Гурджиевым и развитая Петром Демьяновичем Успенским.
Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых Китайскими мастерами и их учениками.
Большую популярность приобрело учение Друнвало Мельхиседека.
Получила распространение практика ченнелингов (передача информации от ангелов и учителей путем вступления с ними в мысленный контакт). Некоторые из них собирают многочисленные аудитории и издаются в книжном формате (напр. Рамта, Ли Кэррол, Стив Ротер и др.)
На постсоветском пространстве значительное распространение (количество филиалов 146) получил ДЭИР
Обратное воздействие нью-эйджа на восточные страны нередко вызывало бурный рост новых религий и их выход из-под контроля.
Религия Као Дай возникла во Вьетнаме под влиянием популярного французского спиритизма и привлекла многие миллионы сторонников.
Религия Бахаи возникла в Персии ещё в XIXвеке и была жёстко подавлена властями, но распространилась по всему миру и на западе, впитав в себя немало идей нью-эйджа. Сейчас насчитывает миллионы сторонников.
Японское движение оомото-кёсочетает традицию с боевыми искусствами и положениями нью-эйджа
Болгарское Белое братство
Общество Аум Синрикё в Японии, пропагандирующее смесь индуизма с тантрическим буддизмом, христианством и научной фантастикой, оказалось замешано в террористической деятельности.
Случается также, что под маской нью-эйджа менее многочисленные традиции сильно деформируются и переориентируются в угоду интересам массовой культуры или коммерции. Наиболее яркий случай произошёл, когда группа американских индейцев высказала резкий протест против профанации традиции «белыми шаманами», которые в угоду сиюминутным коммерческим интересам деформировали традиционный уклад общества.
Другой пример — последователь нью-эйдж религии и священник Оомото в Беларуси Бумата Мататацу организовал в 1990-х годах финансовую пирамиду «Сэкай» и тысячи вкладчиков потеряли в недрах этой религии свои деньги.
Нью-эйдж в СССР и на постсоветском пространстве
В России на развитие нью-эйджа особенно повлияли Николай и Елена Рерих, а также возникшее в 1990-е годы рериховское движение почитателей Агни-Йоги. Однако наряду с рериховским учением в Россию с 1980-х годов проникали все те идеи западного «нью-эйдж», которые были недоступны массовому читателю в советское время.
К нашему нью-эйджу можно причислить большое количество разнородных теоретических и практических течений, сформировавшихся под влиянием индийской йоги, теории кармы, суфизма, даосизма и др. К нью-эйджу можно отнести системы саморазвития, психотренинга, медитации и определённых видов гимнастики, многочисленные новые религиозные движения, занятия целительством и мистические духовные практики.
Нью-эйдж и медицина (Нетрадиционная медицина)
Под влиянием нью-эйджа возникло немало течений целительства, использующих различные приёмы нетрадиционной медицины— от народных знахарских рецептов и шаманских церемоний до высококвалифицированной психотерапии и сложных методик биолокации организма с применениям высокотехнологичного оборудования. Данные методики имеют различную степень эффективности и полезности и осуществляются как в легальной так и полулегальной и в нелегальной форме.
Помимо традиционных восточных школ (акупунктура, аюрведа), на Западе появились ещё следующие новые течения:
рэйки, экстрасенсорика и бесконтактный массаж;
шаманские лечебные ритуалы;
различные психотерапевтические практики;
религиозные ритуальные практики.
Новые течения нередко выступают с критикой традиционной медицины, утверждая холистический подход ко всем системам человека.
В разных странах отношения к нетрадиционной медицине разное. Одни методы находят официальное признание, другие методы требуют наличия определённых сертификатов, третьи запрещаются и преследуются.
В основе нетрадиционной медицины и оздоровительной практики обычно лежат
положение об энергии (пране, ци), питающей органы и жизненные силы человека;
представление о возможности воздействия на энергетические системы человека с помощью сосредоточения мысли, психических практик или с помощью энергетических пирамид, жезлов, талисманов;
положение о балансе всех энергетических систем человека, заимствованное из китайской медицины.
Нью-эйдж и культура
После посещения и проживания в восточных странах, некоторые творческие люди использовали идеи нью-эйдж для создания новых жанров искусства. В наши дни нью-эйджем также называют популярный на Западе жанр музыки и песен. Он характерен исполнением восточных мотивов и молитв на множестве инструментов и часто используется для медитаций, например Карунеш, Osha, Гови, Китаро, Чинмая Данстер и другие. В последние годы этот жанр был во многом коммерциализирован, играя роль необычной фоновой музыки в художественных произведениях.
Критика нью-эйджа
Нью-эйдж подвергается критике (а иногда бойкоту) с различных позиций. Причисление к нью-эйджу того или иного течения с точки зрения критики придаёт ему оттенок несерьёзности, отсутствия фундаментальности и глубины, отсутствия подлинности, а иногда обмана и шарлатанства. В ряде случаев критики полагают, что те или иные течения способны наносить ущерб традиционным культурным и религиозным воззрениям, что многие положения нью-эйджа носят псевдонаучный и псевдодуховный характер, а также что движение представляет опасность для личности и общества в целом.
Наука
Научно-рациональная критика указывает на глубокую субъективность многих положений нью-эйджа, неповторяемость и непроверяемость, псевдонаучность некоторых учений. Критике подвергаются методики лечения и попытки внедрения сомнительных методов и терминов в науку, в частности, понятий «биополе», «персонального магнетизма» и т. д.
Сегодня наблюдается очередной всплеск массового интереса к «паранормальным» явлениям. Опять в ходу «биополе», которое экстрасенсы якобы способны видеть как «ауру» различных цветов (что-то в роде нимба). Развилось целое псевдонаучное направление, называемое «биоэнергетикой» или «биоэнергоинформатикой», в котором причудливо сливаются наукообразные басни о торсионных полях, парапсихология, астрология и элементы различных религиозных культов. (Е. Б. Александров)
Религия
Некоторые традиционные религии, в частности, различные ветви христианства относятся резко отрицательно к нью-эйджу и считают, что адепты нью-эйджа подвергают себя большой опасности духовного самообмана.
Лидеры течений
Значительная часть направлений этого течения часто причисляются к сектам, а лидеры объявляются мошенниками. Имеют место случаи, когда деятели нью-эйджа становятся объектами скандалов и уголовных дел. Также различные представители нью-эйджа часто обвиняются в манипуляциях с людьми, во многом это связано с тем, что многие деятели нью-эйджа имеют образование в области психологии.
Материал из Википедии