Владислав Холостяков (Санкт-Петербург)
В доисторические времена на бoльшей части Соединенного Королевства росли густые леса из дуба, липы, бука, березы и прочих лиственных пород. Жившие на этой территории кельты считали священными как отдельные деревья, особенно дубы, так и целые леса, в частности, рощи и дубравы. По представлениям кельтов, деревья представляли собой связующее звено между верхним миром, или миром смертных, и нижним, подземным, то есть Потусторонним миром. Корни деревьев уходят глубоко в землю, а кроны вздымаются под самое небо. Деревья считались воплощением мифического Древа Жизни и в этом качестве воспринимались как символ плодородия. Опадение листвы с лиственных деревьев осенью и появление на них весной молодых почек тоже считалось связанным с кельтской философией вечного возрождения и обновления.
Обожествление некоторых видов растений было связано либо с величественным видом старых экземпляров, таких как, например, зрелые дубы, либо с необычным местообитанием растения, как в случае с паразитической омелой, поселяющейся на стволах и ветвях деревьев, высасывая из них питательные вещества.
Омела (Viscum album), сем. Санталовые
В культуре кельтов дуб считался особо священным деревом, посвященным друидам. Так, высказывалось предположение, что само слово «друид», возможно, происходит от корня «дру», что означает «дуб». Друиды превращали дубовые рощи в настоящие святилища и культовые центры, а дубовые ветви использовали в различных ритуальных обрядах. Омела, также использовавшаяся в таких обрядах, часто паразитирует именно на дубе. Дуб почитали за его особую прочность и долговечность; некоторые видели в нем земное воплощение всемирного Древа Жизни, связующего мир смертных с Потусторонним миром. Дубы неизменно ассоциировались с небесами, и многие кельтские рельефы и статуи, найденные в археологических раскопках, как оказалось, сделаны из древесины дуба, что само по себе показывает, каким почитанием пользовался дуб. Многие кельтские корабли также делались из дуба, благодаря чему они отличались особой долговечностью. В эпоху христианизации кельтов многие церкви и монастыри в Ирландии часто возводились неподалеку от дубрав или отдельных дубов. Ниже приводится отрывок из книги Франсуазы Леру «Друиды», из которого мы узнаем о самом главном магическом растении друидов — омеле.
Друид и омела
«Мы никогда не узнаем, для чего и как друид умел «проходить сквозь дерево», и, несомненно, иногда бывает сложно отделить магию, составлявшую неотъемлемую часть религиозного ритуала, оттого, что во все времена составляло лишь суеверие.
Но вот остальная часть текста Плиния, касающегося омелы на дубе: «Такую омелу случается найти очень редко, и когда ее отыскивают, то снимают, устраивая большую религиозную церемонию, на шестой день луны, — так как именно по этому светилу галлы считают свои месяцы и свои годы, так же, как и свои века, протяженностью в тридцать лет. Этот день выбирается потому, что луна в нем обладает уже достаточной силой, хотя и не достигает еще середины своего роста. Они называют омелу именем, означающим «тот, что все исцеляет». Приготовив у подножия дерева все необходимое для совершения жертвоприношения и торжественную трапезу, приводят двух белых быков, у которых впервые связаны рога. Жрец, одетый в белое, взобравшись на дерево, золотым серпом отсекает омелу, которую собирают в белый плащ. Тогда они закалывают жертвенных животных, молясь при этом божеству, дабы оно сделало жертву благодатной для тех, ради кого она принесена. Они верят, что омела, если сделать из нее напиток, исцеляет скот от бесплодия и служит средством против всех ядов. Вот так великое множество народов почитает священными предметы, абсолютно ничего не значащие».
Однако в начале пятого века племена англосаксов вторглись на острова Британии и кельтам пришёл конец, а вместе с ними и священным дубовым рощам. К концу 20 века после сотен лет хозяйственного освоения, территория Англии оказалась преимущественно обезлесена. Люди выкорчевали леса, болота осушили, изменили видовой состав флоры и фауны, внесли большое количество удобрений в почву. Сейчас в стране проводятся лесопосадки. Были завезены и распространились экзотические деревья из других стран умеренной зоны (дугласова пихта, ситкинская ель, тонкочешуйная лиственница). В настоящее время леса занимают всего 10% площади Великобритании. В основном они сохранились по долинам рек и в нижних частях горных склонов на юге страны. В нижнем поясе гор Англии и Уэльса растут дуб, вяз, граб, бук и ясень. На севере Шотландии в Грампианских горах и на Северо-Западном нагорье нижний пояс гор занят смешанными дубово-елово-сосновыми лесами, а выше распространены сосновые и березовые леса. Верхняя граница леса достигает 500-600 м, а широколиственные леса обычно не поднимаются выше 400 м. Это наиболее низкие показатели для всей Евразии, обусловленные сильным увлажнением и воздействием выпаса скота. Тем не менее, несмотря на отсутствие крупных лесных массивов, сельскохозяйственные районы кажутся лесистыми благодаря живым изгородям, защитным лесополосам на полях, заказникам промысловых животных и небольшим лесопосадкам у ферм и усадеб.
Англия. Нью Форест. Ноябрь. (из журнала «Вокруг света»)
Участки леса обычно приурочены к территориям с сильно пересеченным рельефом или песчаными почвами, малопригодными для земледелия. Громадные старые деревья сохраняются в королевских лесах, т.е. в таких районах, как Нью-Форест, которые изначально отводились для королевских охот, однако некоторые из них никогда не были сильно облесены. После 1919 и особенно после 1945 года правительство стало поощрять создание как государственных, так и частных пограничных лесополос из быстрорастущих хвойных деревьев. По оценке 1997, в стране было осуществлено лесоустройство на площади около 2 млн. га. Однако на большей части территории Низкой Британии преобладают отнюдь не леса, а поля и пастбища, где разводят преимущественно овец.
Очень широко распространены и характерны для Великобритании верещатники, преобладающие в Высокой Британии севера страны на высотах более 215 м, но встречающиеся и в других местностях. В целом, на их долю приходится приблизительно 1/3 площади Великобритании (особенно в Шотландии и Северной Ирландии).
На самом деле здесь объединены четыре совершенно разных типа. Первый — это собственно вересковые пустоши с господством нескольких видов вереска. Преобладают виды рода Эрика (Erica) и вереск обыкновенный (Calluna vulgaris).
Вереск обыкновенный (Calluna vulgaris), сем. Вересковые
Такие верещатники встречаются на довольно крутых склонах и хорошо
дренированных, часто песчаных почвах.
Второе растительное сообщество — травянистые пустоши на хорошо дренированных почвах с преобладанием полевицы (Agrostis sp.) и овсяницы (Festuca sp.), а в менее дренированных местностях – молинии голубой (Molinia cоerulea) и белоуса торчащего (Nardus stricta).
Типичный ландшафт Шотландии
В более влажных местах раскинулись осоковые пустоши, представленные пушицей влагалищной (Eriophorum vaginatum), камышом (Scirpus cespitosus) и ситником (Juncus sp.), переходящие в сфагновые болота в самых сырых местностях.
Сфагновые болота
Интерес представляют разнотравья центральной части Великобритании. На естественных многолетних лугах Англии и Уэльса растут дикие бледно-желтые нарциссы (эмблема валлийцев), лилии, пурпурный ятрышник и первоцвет. Выше границы леса в горах Англии и Уэльса преобладают злаково-разнотравные луга и вересковые пустоши с можжевельником, черникой и вороникой.
Некоторые из растений, распространенные на многолетних лугах, прочно вошли в символику современных англичан и их соседей. Ирландцы напрямую связывают свой растительный символ – клевер (или трилистник) со Св. Патриком, который якобы объяснял язычникам догмат Святой Троицы, демонстрируя им лист клевера, три части которого и едины, и различны. Хотя трилистник не является государственным символом, его используют ирландцы во всем мире.
Трилистник-эмблема | Клевер-трилистник (Trifolium pratense), сем. Бобовые |
Валлийцы выбрали совершенно непрезентабельное растение в качестве своего символа – лук-порей. Их оправдывает то, что они его и не выбирали, а получили от небесного патрона – Святого Дэвида. Якобы ему несколько лет пришлось питаться только хлебом и луком-пореем, вот он и завещал его народу Уэльса как полезное растение. Современные валлийцы часто ассоциируют себя не так с луком, как с более приятным нарциссом. Считается, что нарциссы в Уэльсе расцветают в День Святого Дэвида.
Лук-порей (Allium porrum), сем. Амариллисовые
Нарцисс (Narcissus pseudonarcissus), сем. Амариллисовые
Шотландский чертополох вроде бы еще меньше подходит на роль культового растения: лук хотя бы съедобен. Однако у шотландцев свои представления о достойном: они ценят не пользу, а патриотичность. С этой точки зрения чертополоху, с его колючками, нет равных. Существует легенда, объясняющая его роль в шотландской истории. Время описанных в ней событий называют разное: то это был период набегов викингов, то римского завоевания. Так или иначе, некие враги пытались ночью окружить лагерь спящих пиктов (коренных жителей Шотландии) и захватить их врасплох. Однако воинам пришлось пробираться сквозь заросли чертополоха, кто-то из них больно укололся и вскрикнул. Надо ли говорить, что храбрые пикты вовремя проснулись и разбили неприятеля? А чертополох занял почетное место – пусть не на гербе, но на шотландских монетах.
Чертополох (Carduus nutans), сем. Астровые
Кажется, что только англичане выбрали действительно красивое растение – алую розу. Розы были традиционными геральдическими растениями английских правящих династий: алая – Ланкастеров, а белая – Йорков. После долгой войны этих родов во второй половине 15 века им удалось поженить своих представителей: Генри Ланкастерского и Елизавету Йоркскую. Так был положен конец войне, а красная роза расширила свое влияние на всю английскую территорию. В основании герба Великобритании можно заметить растения. Это — негласные (немые) девизы или символы Англии, Шотландии, Ирландии и Уэльса. В разных вариантах герба они могут изображаться как по отдельности, так и собранными в одно фантастическое растение, своеобразный гибрид, состоящий из розы Тюдоров, каледонского чертополоха Шотландии, трилистника ирландского клевера и уэльского лука.
Роза Тюдоров сложилась из алой розы Ланкастеров и белой розы Йорков, сражавшихся между собой за английский трон. После «Войны Алой и Белой розы», продолжавшейся с 1455 по 1485 год, основатель новой династии Генрих VII (1457-1509) объединил эмблемы враждовавших домов в одну. Трилистник присоединился к «гибриду» розы и чертополоха в 1801 году с образованием Соединённого королевства Великобритании и Ирландии.
Продолжение следует.
Современная версия Царскосельского лицея — альтернатива английским и швейцарским школам-пансионам: http://www.gorchakov.spb.ru/